6 октября 2017 года приказом № 2131 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был создан технический комитет № 150 «Метрополитены» (ТК 150).

Предпосылкой к его созданию стало то, что существующая нормативно-техническая база в области железнодорожного транспорта в полной мере не охватывает деятельность метрополитенов, а в некоторых случаях и вовсе ее не учитывает. Исторически в СССР и метрополитены, и железные дороги когда-то подчинялись одному центру – Министерству путей сообщения СССР, в составе которого с 1 января 1976 года работало Главное управление метрополитенов. В 1992 году, уже в России, метрополитены были возвращены в ведение местных органов власти. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.1992 № 4 организации и предприятия Московского метрополитена были переданы в муниципальную собственность с сохранением за ними «предприятий железнодорожного статуса». Позднее Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, принятый в 2002 году, упоминаний о метро не содержал, и, таким образом, метрополитены оказались в свободном плавании вне общегосударственного нормативного поля, встав на собственный «нежелезнодорожный» путь, причем каждый метрополитен – на отдельный, обусловленный городом своего нахождения и его административными особенностями. Стоит отметить также отсутствие четкой регламентации термина «метрополитен» в нормативных документах РФ, что на практике вызывало разногласия при определении необходимости проведения обязательной сертификации продукции, как в случае с железнодорожной отраслью, где действуют технические регламенты.

Вопрос терминологии решился 30 декабря 2018 года со вступлением в силу Федерального закона №442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором метрополитен определен, как «вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам». Это означает выделение метрополитенов в отдельную категорию транспорта, функционирование которой должно быть обеспечено самостоятельной и полноценной нормативно-технической базой, что определило цель деятельности ТК 150.

 

Высшее руководство Московского метрополитена, утвердив «Миссию, видение и политику в области качества и технической безопасности» в 2014 году, взяло на себя обязательства, для выполнения которых оказалось необходимым выйти за пределы одной организации и предложить решения на национальном уровне. Таким образом, Московский метрополитен выступил инициатором создания ТК 150, в деятельности которого изъявили готовность участвовать более 50 организаций, среди которых все метрополитены России, научно-исследовательские институты, производители и поставщики.

При планировании программы деятельности ТК было определено более 80 объектов стандартизации, для работы над которыми в структуре ТК сформированы 9 подкомитетов: 7 – на базе Московского метрополитена, 1 – в АО «Трансмашхолдинг», 1 – в ГУП «Петербургский метрополитен». Ведение секретариата ТК 150 обеспечивает отдел стандартизации Службы качества ГУП «Московский метрополитен».  Руководство ТК 150 осуществляет начальник Московского метрополитена В.Н. Козловский.

Повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение технической безопасности при перевозке пассажиров метрополитенами России возможно при согласованной и эффективной работе всех заинтересованных сторон. По вопросу участия в деятельности ТК 150 можно обратиться в секретариат по телефону +7-926-250-07-50 или электронной почте tkm@mosmetro.ru.

Дополнительно Росстандартом были выпущены приказы:

№ 96 от 24.01.2018 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2017 г. № 2131»

№ 685 от 01.04.2020 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2017 г. № 2131 «О создании технического комитета по стандартизации «Метрополитены»

- № 2032 от 16.09.2021 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «О создании технического комитета по стандартизации «Метрополитены»

- № 2867 от 15.12.2021 «О внесении изменений в положение о техническом комитете по стандартизации «Метрополитены», утвержденное приказом Федерального агентства по техническому регулированию по метрологии от 6 октября 2017 г. №2131»